Коканд
и Кокандцы
«Коканд и Кокандцы» газета «Мост» # 50, 1993 год Нью йорк.
www.BukharianJews.com
Знакомство с любым городом всегда интересно, словно путешествие
в область неведомого и прекрасного. Познакомиться с людьми жившими
в городе, оставившими заметный след о себе интереснее вдвойне.
Наш рассказ об одном из древнейших городов Ферганской долины, городе
Коканде и о людях украсивших его своим проживанием в нем. Коканд
неповторим «лицом» своим, ролью и значением в истории, культурным
наследием, необыкновенной судьбой, славой и известностью, которые,
конечно обусловлены, трудом, талантом и подвигами его жителей. В
историю он вошел в начале XVII как столица Кокандского ханства,
крупный торговый и культурный центр Средней Азии. Не случайно и
ныне в Узбекистане Коканд называют городом поэтов. В антологии дореволюционной
поэзии исследователи нacчитывaют более 100 имен замечательных мастеров
слова - кокандцев. Среди них и наши еще неопознанные предки.
Гордятся кокандцы и тем, что в их городе родились, учились и получили
путевку в большую жизнь такие выдающиеся представители культуры,
науки и просвещения, как автор блестящей комической оперы композитор
Сулейман Юдаков, непревзойденная певица, исполнительница макомов
Зайнаб Полванова, доктор технических наук профессор Эмануэль Рубинов,
врачи Або и Натан Пилocовы, создатель детского дома педагог Леви
Хаимович Фейгин, директор школы Уриэль Бабаджанов, организатор бухарско-еврейского
самодеятельного театра Ари Ягудаев, народный судья и прокурор Шумель
Калантаров, известные просвещенцы раввины Яков Рубинов и Мани Якубов.
К сожалению, вместе с эмиграцией стирается память о родных местах,
городах. Но для многих наших читателей это не просто ностальгический
мотив, но и приятные, добрые воспоминания, рассказы для близких.
Ведь, что греха таить: много говорят о Самарканде и Бухаре, Ташкенте
и Душамбе, но есть и таинственный и древний Шахрисябз, бывшая столица
ханства Коканд, атласный Маргелан, торговый Паншамбе, архаичный
Мары, Ходжент, Гисар... К сожалению, в известной Краткой Еврейской
Энциклопедии, которая издается в Израиле об этих городах либо пишут
вскольз, либо и вовсе не упоминают. А жаль. К примеру в Коканде
- в столице ханства в начале хх века била ключом еврейская жизнь,
а в 20-30-х годах функционировал еврейский институт просвещения,
еврейское женское педагогическое училище, детскии дом и школа Фейгина...
К нам в редакцию часто приходит очаравательная и любознательная,
с яркими признаками лидера кокандка - Люба Палванова и часами делится
своими рассказами о родном и далеком Коканде. Мне показалось, что
многое из рассказанного будет интересным и вам, дорогие читатели.
Например, история евреев Коканда. Хочу предупредить строгих критиков:
автор - выпускница Кокандского педагогического института никогда
ранее не писала исторических очерков. Но тем не менее, не исключено,
что ей судьбой уготовано оставить в памяти народной жизни евреев
славного Коканда.
Рафаэль Некталов.
Коканд расположен в западной части Ферганской долины, в низовье
реки Сох, в 25 километрах от реки Сырдарья, на высоте 400 метров
над уровнем моря. Город окружен плодородными землями, перемежающимися
с песчанными барханами у поймы Сырдарьи и галечником - с восточной
стороны. Вокруг города размещены хлопковые поля и овощные и виноградные
плантации.
Богат и разнообразен зеленый наряд города. Во дворах и на улицах
радуют свой взор по весне своим буйным цветением яблони и абрикосы,
вишни и черешни, персик и грушы, гранаты и инжир, мотной лопчатой
листвой спасает от жары виноградник. Могучие чинары, дубы, кудрявые
клены, пирамидальные и серебристые тополя, карагачи, неприхотливые
талы и плакучие ивы, каштаны, ясени, акации.
Город пересекают водные артерии: Коканд-сай, Кипчик-сай, Кипчикарык,
Ганджирован-арык, Найман-сай, которые создают особый микроклимат.
Летом не так знойно, а зимой - не холодно.
Коканд был известен путешественникам с Х века. Китайские путешественники
его называли «Xоканди-Лaтыф» - «чудесный город». Арабские путешественники
называли - «Ховоканд» - «город ветров», и то и другое сooтвествовало
городу, который с XVI века был столицей Кокандскoго ханства. В разное
время Кокандскому ханству подчинялись кроме городов Ферганской долины,
Ташкент и Чимкент , часть киргизких и казахстанских земель вплоть
до Оренбурга. Город был обнесен вocемнадцати-километровой мощной
глинобитной стеной и глубоким рвом, заполненным водой. Ворота имели
название городов, куда вела дорога: Чустские, Наманганские,Шахриханские,
Ходжентские и т .д.
Двенадцать ворот для въезда в город с разных сторон бдительно охранялись
ханскими воинами. Днем у ворот царило оживление: проверяли и опрашивали
пришельцев, собирали пошлины с купцов за ввозимые товары; торговцу
еврею кроме всего прочего нужно было платить дополнительные налоги:
джизья, закат и др. Еврей должен был отвалить большую сумму стражникам
ворот города еще и за то, что он кафир (неверный) посмел прийти
к воротам после полудня. После захвата Средней Азии царской Россией
в конце 60 годов прошлого века Туркестан оказался под влияним развивающегося
росийского капитализма. Было создано Туркестанское генерал-губернаторство
с центром в Ташкенте. Кокандскoe ханство еще продолжало существовать.
Только после крупных восстаний в Ферганской долине, вызванных произволом,
правительство ввело свои войска в Фергану. Восстание было подавлено,
ханство в 1876 году прекратило существование и вошло в состав Туркестанского
генерал губернаторства.
Как писал известный географ А.Л.Кун, накануне захвата Кокандского
ханства Россией в городе имелось 1000 дворов, 300 мечетей, 2000
торговых лавок. 120 школ (с контингентом по 10-20 детей в каждой)
и 40 медресе (духовных школ ). Так как Коканд находился на перекрестке
караванных путей, он привлекал внимание комерсантов мира, был полиэтническим
городом. Здесь работали крупные бизнесмены греки (братья Манделаки)
- владельцы гренажного завода, немцы (братья Крафт), русские (комерсант
Морозов), евреи ашкенази из России, французский еврей ювелир Розенбаум.
Среди комерсантов купцов Первой гильдии были и бухарские евреи
- Рафаэль Потеляхов, Сион Вадьяев с сыновьями, Элезер (Маллабой)
и его синовья Або, Исроэль, Мели Симхаевы; Иосеф Палванов; Авезбадал
(Куса) Ибрагимбай (Куса) и его сын Гавриэль Ибрагимов, Шамуэль Мордухаев,
Бахор и Давид Пилосовы и многие другие. Они играли немаловажную
роль в экономике города до октябрьского переворота. Сам факт функционирования
в городе 13 банков уже является ярким подтверждением статуса Коканда,
как центр деловой активности региона.
Евреи Коканда себя называли бухарскими, так как большая часть из
них сюда заселилась в начале ХIХ века. Мигранты из Бухарского (эмирата)
ханства они были кровно связаны с городами соседнего ханства активно
торгуя по всей территории Туркестана. В городе развивалась молодая
еврейская буржуазия, имелись еврейские сионистские организации,
действовали пять синагог, которые носили имена Рафаэля Потеляхова,
Сиона Вадьяева, Элезера Симхаева, Аврома Махсума в новой русской
части города и две синагоги братьев Авромча и Сиена Калонтара. Община
могла позволить приглашать в Коканд раббаев из Эрец-Исроэля для
организации религиозных школ. Например Шамуэль Мордухаев приглашал
специально раббая Якова Папуля Исроэля-Талмуди. К сожалению мы мало,
чего знали обо всем этом.
Сеичас, живя в Нью-Иорке я стала общаться с кокандцами, которые
приехали сюда в течении полувека, они мне много рассказывают о своих
родителях. Даже те кто переехал из Коканда в Ташкент, Андижан, Душанбе
(до имиграции в США или Израиль) считают себя кровно связанным с
этим городом. Например в Нью-Иорке проживают Михоэль Мататов (84лет).,
братья Сион (90 лет) и Арок (80 лет) Ибрагимовы - внуки Элезера
(Маллабоя) Симхаева. Здесь живет и внучка Исpoэля Симхаева - Лиза
Алишаева, 78-летний Исаак Соломонович Полванов, Яков Ибрагимчаев.
Они рассказали мне удивительные истории о своих предках, современниках.
Например, почему Палвановы называются Палвановыми, истории семей
Юсуповых, Кандиновых. Обо всем этом я расскажу вам, дорогие читатели,
в следующем очерке.
назад
|